понедельник, 22 мая 2017 г.

Как отличить настоящий фарфор от подделки?

Многие ценители антиквариата увлекаются коллекционированием старинных фарфоровых статуэток. Дамы в пышных платьях и галантные кавалеры в цветных панталонах напоминают о временах балов и раутов, воздушные танцовщицы, кажется, вот-вот придут в движение, очаровательные животные и дети - все эти фигурки действительно прекрасны.
Такие статуэтки также добавляют особую изюминку современному интерьеру. 


Есть только одно “но”. Количество подделок за последние годы увеличилось в разы. 
Если  обратиться к специалисту нет возможности, есть несколько рекомендаций, которые могут помочь выявить подделку.

Общий вид.
Не всегда старинная вещь может выглядеть старо. Но на фигурке могут быть микроцарапины, трещинки от обжига, небольшие сколы.

Обратите внимание также, что на дне статуэтки может быть грязь, поскольку бисквит обладает свойством впитывать грязь и жир. Но не дайте себя обмануть, поскольку мошенники, зная эту особенность, могут нарочно загрязнить дно фигурки.


Приглядитесь к глазури и росписи. Неточная небрежная роспись также поможет выявить подделку. Конечно, необходимо учитывать период изготовления статуэтки, особенности росписи того времени, но чаще всего  статуэтки расписывали высококлассные мастера очень кропотливо  и точно, поэтому они и выглядят так неповторимо.

 Клеймо.
Многие  заводы-изготовители ставили на свои изделия фирменные клейма, но далеко не все, например, во Франции было множество не очень больших фабрик, где фирменный знак не использовали.
Клеймо может быть синего, зеленого, красного и других цветов, чаще всего оно ставилось под глазурь, но встречаются также надглазурные метки и клейма, которые пропечатывались прямо в тесте (фарфоровой массе).

Также важно знать, что статуэтки, изготовленные восемьдесят и более лет назад,  имеют рукописные клейма, поэтому совершенно идентичных найти, практически невозможно. 

Со временем многие заводы перешли на штампованное клеймо, оно оставалось неизменным на протяжении многих лет.

Интересно, что в 20-м веке у многих фабрик, по наличию в клейме незаметных для обывателя обозначений, можно было определить возраст статуэтки, иногда с точностью до года, чаще в пределах десяти лет. Клеймо может быть покрыто глазурью вместе с основанием фигурки, также глазурью может быть покрыто только место клейма, это не значит, что статуэтка подделка.
Бывает, что оно полностью или частично затерто, это может вызвать сомнение в русском фарфоре.

В немецком же исторические события, происходившие в первой половине 20 века, повлекли тенденцию, что для продажи фигурки приходилось затирать клеймо (чтобы не бросалось в глаза, что изделие сделано в Германии).

Для проверки подлинности европейского фарфора (в частности немецкого, французского), необходимо посмотреть на качество исполнения  деталей и росписи.

Подделать очень сложный в производстве европейский фарфор очень трудно.

Фарфор или фаянс?
В чем же отличие? Фарфор изготавливают из каолина, он очень плотный и твердый. Если постучать по фарфоровой статуэтке, звук будет высокий и звонкий благодаря плотности фарфора. Фаянс же более пористый и мягкий, по текстуре напоминает губку, звук издает низкий и глухой. 
У фаянса водопоглощение в двадцать раз больше, чем у фарфора, и трескается он гораздо легче.
Кроме того, со временем на фаянсе возникает сеточка трещин, так называемый кракелюр, что для фарфора достаточно редкое явление.
Статуэтки из фаянса бывают также великолепными редкими коллекционными экспонатами, как например произведения фабрики Goldscheider. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий