Фарфор бисквитный – матовый, без глазури. Существует мнение, что бисквитным его называют по причине двукратного обжига. Приставки «бис» и «би» во многих языках означают два. При производстве фарфора сначала производят обжиг, который называют утильным, а затем следует обжиг при глазуровании. Бисквитный фарфор также обжигается дважды, но второй раз без глазури. В настоящее время технология производства бисквитного фарфора может и не включать второго обжига.
Севрские мастера великолепно работали как с глазурованным фарфором, так и с бисквитом. Цветочный декор был их излюбленным мотивом украшения — необыкновенной красоты букеты, корзины, венки, гирлянды цветов не могли оставить равнодушным ни интеллектуала, ни обывателя. Будучи истинными произведениями искусства, статуэтки из бисквита стали визитной карточкой севрского фарфора. Изделия Севра, созданные по моделям знаменитых скульпторов Э. -М. Фальконе, Ж. -Б. Пигаля и др. , снискали славу элегантностью, законченностью форм, мягкостью тона и атласной гладкостью
В конце XVIII века — в Мейсене по примеру Севра стали изготовлять пластику из неглазурованного фарфора (бисквита) ; однако мейсенский бисквит, зернистый, синеватый и холодный по тону, никогда не достигал качества своего севрского образца. Посвятили себя этому материалу Кр. -Г. Юхцер и И. -Г. Мастей, оба — талантливые модельеры. Их хорошие скульптуры выполнены в стиле классицизма и смоделированы по античным образцам или их современным изображениям.
В 1884 году Арманд Марсель купил небольшую игрушечную фабрику в Тюрингии и переоборудовал ее для производства фарфоровых голов. Ему суждено было стать одним из самых плодовитых кукольных производителей: с его клеймами выпущено несколько миллионов голов из бисквитного (неглазированного) фарфора разного качества. Их можно было купить почти во всех странах мира, в разных ценовых категориях, рассчитанных на любой круг покупателей.
Бисквитная пластика из мягкого фарфора, теплого, слегка желтоватого тона, имеет матовую шелковистую поверхность, а отсутствие глазури и росписи обусловливает необходимость очень тонкой моделировки. Решающим моментом в создании стиля французской фарфоровой пластики было привлечение к работе на мануфактуре художника Буше, по рисункам которого исполнялись модели сначала парижскими скульпторами Ван де Воорстом, Блондо, Ш. -Л. Сюзанном, Ж. -Б. Деферне, а затем одним из крупнейших скульпторов этого периода Этьеном-Морисом Фальконе. Фальконе, руководивший скульптурной мастерской с 1757 по 1766 год, создал множество моделей специально для бисквита и повторял свои произведения, выставлявшиеся ранее в Салоне. Он внес в фарфоровую пластику элементы классицизма и, в то же время, тонкую передачу натуры. После его отъезда в Россию, по указанию возглавившего скульптурную мастерскую Башелье, в бисквите начинают копировать произведения современных скульпторов и античные статуи, создаются модели на мотивы популярных картин и гравюр. Изготовление моделей, сделанных специально для фарфора, сводится до минимума, что подвергает фарфоровую пластику опасности утраты специфики этого вида декоративного искусства. С 1773 года скульптурную мастерскую возглавил Л. Буазо, возобновивший создание моделей, предназначенных специально для фарфора. В первых своих произведениях он подражает Фальконе, но затем его все больше интересуют сюжеты, отражающие события придворной жизни. Он моделирует большие группы на аллегорические и мифологические сюжеты, перегруженные деталями, насыщенные излишней чувствительностью или торжественностью. Наряду с этим все чаще появляются модели бытового содержания. Но, несмотря на разнообразие продукции, в этот период все заметнее чувствуются признаки художественного упадка. Привилегированное положение мануфактуры не могло устранить ее финансовые затруднения, объяснявшиеся нерентабельностью производства и конкуренцией со стороны частных заводов твердого фарфора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий