воскресенье, 2 октября 2016 г.

Подстаканники, выполненные в технике "скань" 60-70 годов ХХ века.

Скань , филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.


В Древней Руси техника скани стала использоваться с IX—X веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия XII—XIII вековотличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с XII века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.

На XV—XVI века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин.
В XVIII—XIX веках изделия со сканью производились во многих художественных центрахРоссии. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр. С XIX века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.
В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности (изделия Красносельского ювелирного завода в Костромской области, Мстёрской художественной фабрики «Ювелир» (с 1937 года) во Владимирской области,Ереванского ювелирного завода и многих других). Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр.



Слово «филигрань» показывает суть изготовления: латинское filum — «нить» и granum — «зерно», а русское «скань» — от древнерусского «скать» (свивать, ссучивать). Чаще всего филигрань – из серебра, но сканные узоры делают и из золота и других металлов. Серебро и золото очень мягкие, их просто вытянуть в очень тонкие проволочки. Проволока для сканного узора (серебряная, реже — золотая) бывает гладкой или свитой в веревочки и спирали. Филигрань знали во всём древнем мире (Крит, Египет, Троя, Греция VI-IV вв. до н.э.). Это одна из базовых, «исконных» ювелирных техник. Виды ювелирной филиграни Филигрань бывает напайная, ажурная и объёмная. В напайной филиграни проволоку и зернь напаивают прямо на листовой металл. Если фон оставляют, это фоновая или «глухая» филигрань. Когда после пайки фон удаляют (просечкой или выпиливанием), то это — просечная или выпильная филигрань. В рельефной филиграни по чеканке узор напаивают на чеканный рельеф. В ажурной филиграни металлической основы нет: проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь крепят прямо на металлическое кружево. Если «кружево» плоское, то это — плоская ажурная филигрань. Если кружево спаивается в двух измерениях и является объёмным (трехмерный рельеф или горельеф), то это — скульптурно-рельефная ажурная филигрань. Именно ажурную (сквозную, без фона) в иностранных источниках иногда именуют «Русской филигранью» (Russian filigree). В ювелирных украшениях используют и плоскую (рамочные подвески), и ажурно-объёмную (полусферические сложно-составные броши и перстни, звеньевые и «цельные» браслеты), и скульптурную (зверьки, птички, колокольчики) ажурную филигрань из серебра и других металлов. Кому принадлежит техника филиграни? Было бы ошибкой считать, что скань-филигрань – чисто русский промысел. Традиции филигранного искусства живы в современных школах разных стран. Филигрань Армении — это тонкость и плоскостность, Дагестана — обилие зерни и полусфер, Костромы — сложные объёмные формы. Изделия в технике филиграни производят ювелиры самых разных стран – Франция, Италия.. До боли знакомые серебристые ажурные узоры можно неожиданно встретить в украшениях, например, из Эквадора. И не стоит этому удивляться, ведь именно в Латинской Америке особенно живы древние «серебряные» промыслы, включая сканный.

Комментариев нет:

Отправить комментарий