воскресенье, 10 августа 2014 г.

Немецкие клейма и пробы серебра

Чистое серебро – металл невероятно красивый, но не очень практичный. Серебро высшей пробы мягковато, легко царапается, быстро теряет глянец. Ажурные детали ювелирных изделий из чистого серебра при интенсивной носке и неаккуратной чистке даже мягкими абразивами теряют рельефность, сглаживаются. В результате серебряное украшение утрачивает выразительность. Снижается его привлекательность и художественная ценность. 

Быть может, для изготовления ювелирных украшений есть смысл использовать сплавы с легированным серебром? Есть, и немалый – уверены мастера всего мира. Вот только процент лигатурных включений в серебряные сплавы у всех разный. Кто-то считает 5% добавок достаточными, а кто-то смело прибавляет к драгоценному металлу до 50% бог весть каких лигатур – и громко нахваливает свой товар. 

Потому и пришлось властям ввести стандарты пробирования сплавов благородных металлов. Только так удалось прекратить произвол самодеятельных мастеров, охочих до получения сверхприбыли. 

Некоторые отечественные и зарубежные пробы серебра

Эскизы оттисков пробирных клейм, для изделий из серебраСеребро, клеймо 925 пробаСеребро, клеймо 84 золотникаСеребро, клеймо 18КВ целом российская система пробирования серебра соответствует международным нормам. Трехзначное число – номер пробы – отражает точное количество граммов драгоценного металла в килограмме ювелирного сплава. 

Лигатурой в серебряных сплавах чаще всего является медь: металлы «дружат» между собой, отлично смешиваясь, прекрасно сплавляясь, а главное, сообщая друг другу множество полезных свойств. 

Добавка в лигатуру кадмия резко удорожает изделие, заметно повышая при этом выразительные свойства металла. Вместо меди (или вместе с медью) к серебру могут примешиваться алюминий, цинк, никель. Однако общепринятым ювелирным стандартом является сплав серебра с медью. 

Минимально допустимой считается 750-я или 800-я пробы. При этом в странах бедного юга с успехом изготавливают украшения из серебра 600-й пробы. 

Кстати говоря, нередко рыночные торговцы Юго-Востока настойчиво предлагают нашим туристам серебряные безделушки заметно красного оттенка, утверждая при этом: металл изделия – качественное серебро полноценной 600-й пробы. 

На самом деле покраснение серебряного сплава говорит о том, что количество меди в изделии просто зашкаливает. Красноватым сплав становится уже тогда, когда соотношение серебра и меди паритетно (по 50%). Чем больше меди – тем краснее отлив. 

Есть все основания полагать, что внешний вид таких изделий сильно страдает в течение минимального времени пользования, ведь даже 720-я проба серебра означает: украшение желтовато цветом, образование окисной пленки происходит быстро... 

Тем не менее, серебро 720-й пробы в отечественной ювелирной практике используется: как припой между высокопробными деталями, как материал для застежек и замочков, пружинок, игл и т.п. 

Серебро 800-й (и даже 750-й) пробы считается пригодным для изготовления столовых приборов, солонок, масленок и прочей посуды. Правда, такое серебро требует постоянного ухода – то есть периодического очищения от окисной пленки. 

Немного легче живется владельцам столового серебра 875-й пробы. Это все еще низкопробный сплав, однако из него уже можно изготавливать не только посуду и столовые приборы – салфеточные кольца, рюмки, бокалы и разливочные емкости, пепельницы – но и интерьерные украшения. 

Хорошим столовым серебром заслуженно считается сплав 916-й пробы. Именно этот сплав используется для изготовления наборов, украшенных эмалевым покрытием или позолотой. 

Знаменитое стерлинговое серебро – это серебряный сплав 925-й пробы. Стерлинг – древняя (ΧΙV века) английская монета. Принято считать, что серебро, шедшее на чеканку стерлингов, было наиболее качественным. Стерлинговое серебро и сегодня считается наилучшим материалом для изготовления украшений, предметов искусства и быта. 

Применяемое в ювелирной практике серебро 960-й пробы не имеет внешних различий с чистым серебром. Изделия из этого сплава отличаются высочайшими художественными достоинствами, но в носке требует особо бережного отношения. Пластичность мягкого металла нисколько не способствует долговечности таких украшений. 

Серебро 999-й пробы в большом почете у жителей Дальнего Востока. Японцы, давно и прочно уверовавшие в тесную взаимосвязь чистого серебра и Луны, населенной милостивыми к людям божествами, с охотой покупают украшения из серебра 1000-й пробы. 

Система проб металлов:
МеталлМетрическаяЗолотниковаяКаратная
Золото375369
Золото5004812
Золото583 / 5855614
Золото7507218
Золото9589223
Золото9999624
Серебро7507218
Серебро800--
Серебро8758421
Серебро9168822
Серебро925--
Серебро960--
Серебро9999624
Платина950--
Палладий500-12
Палладий850--

Прагматичные французы всего более любят серебро 800-й пробы – в то время как остальные европейцы предпочитают покупать изделия из серебряного сплава пробы 935. 

Виды серебра

Разноцветным золотом уже никого не удивишь. Серебро же выпускается в единственной цветовой вариации – белой! Но все-таки благородный металл бывает разным. 

Стерлинговое серебро бело, прочно, не склонно к почернению. Цвет его характеризуется как ослепительный, а качество – как эталонное. Черненое серебро – продукт применения особых ювелирных технологий, связанных с созданием расплавов черного цвета. 

Черненые серебряные украшения производят впечатление старинных, считаются магически сильными и превозносятся как амулеты и обереги. Современные технологии позволяют полноценное чернение заменять быстрым и неглубоким оксидированием. Новое оксидированное серебро неотличимо от серебра черненого, но сохраняет высокие эстетические кондиции не так долго. 

Филигранным серебром зовутся изделия ажурные, выполненные с выделением мельчайших деталей. По сути, филигранное серебро – это кружево, сплетенное из тонких серебряных проволочек и либо напаянное на фон, либо помещенное в оправу. 

В последние десятилетия стало популярным матовое серебро. Микрошероховатости на поверхности изделий создаются путем обработки серебра специальной жидкой взвесью химически активных ингредиентов. 


Имитации серебра

Имитации серебра – вовсе не обязательно подделки драгоценного металла. Мельхиор и нейзильбер создавались как недорогая замена дорогому материалу. Серебряная поталь – тонкая фольга из алюминиево-цинкового сплава – используется для облицовки неметаллических скульптурных форм с целью придания им серебристого блеска. 

Мельхиор – известный с доисторических времен сплав меди и никеля с небольшими включениями железа и марганца (или без них). Столовые приборы из мельхиора долго считались достойной заменой серебряным ложкам и вилкам, однако теперь признано: никель вреден для организма. 

Нейзильбер – разновидность мельхиора с примесью цинка. Сплав недорог, но для изготовления столовых приборов пригоден лишь условно: если ложку из нейзильбера не покрыть слоем натурального серебра, еда приобретет металлический привкус. 

Имитации серебра существуют официально, на законных основаниях. Поддельное серебро – это сплавы, создаваемые для злонамеренной имитации природного серебра. В состав смеси нередко входит немного серебра и даже золота (хотя основой является все тот же нейзильбер), а также железо. 

Из поддельного серебра изготавливаются ювелирные изделия, чеканятся фальшивые инвестиционные монеты, отливаются слитки небольшой массы – с целью активной реализации через интернет. 

Особым мастерством в подделке серебра «славятся» китайцы. Многие покупатели почему-то уверены, что пробирование серебряных изделий не обязательно, и потому наличие так называемых именных или фирменных клейм, по их мнению, равнозначно наличию оттиска с пробой. Китайские «специалисты» настолько поднаторели в фальсификации серебряных сплавов и клейм, что не стесняются выпускать в оборот не слишком точные копии продукции известнейших брендов. 

Продавцы бижутерии нередко применяют выражение «тибетское серебро», говоря о высоком процентном содержании природного серебра в сплаве. На самом деле речь идет о хорошо знакомом нейзильбере, действительно (чаще – мнимо) обогащенном настоящим серебром. 

В лучших образцах так называемого тибетского серебра содержится до 30% драгоценного металла. В худших – серебра не обнаруживается вовсе. 

Мошенниками введено в оборот понятие «ленинградского серебра». Без вины виноватыми оказались предприятия петербуржской фирмы, выпускающей посеребренную латунную бижутерию. Преступники скупают весьма качественную продукцию, оснащают украшения рельефным клеймом, напоминающим пробирный штамп, навешивают фальшивые ярлыки и продают изделия как серебряные. На самом деле никакого специального «ленинградского серебра» не существует в природе! 

Как определить подделку?

В домашних условиях определить подлинность серебряного изделия и соответствие пробы действительному качеству металла очень сложно. Распространенные советы рекомендуют прислушиваться к чистоте звона приобретаемого серебра, проверять его на твердость и теплопроводность, воздействовать на сплав доступными в быту химикатами. 

Выполнение любой из рекомендаций не дает достоверного результата. Выход один – покупать серебро нужно только у авторитетных поставщиков клейменных государственной пробирной палатой ювелирных изделий. Все остальные способы приобретения серебра не дают уверенности в справедливости сделки. 


Серебро в его чистой форме – очень мягкий металл, все предметы из серебра, как правило, изготавливаются с добавлением другого металла, для того чтобы придать изделию долговечность. Исторически сложилось так, что в серебро добавляют медь. Медь повышает твёрдость сплава, сохраняя достаточную пластичность и ковкость. Металлы смешиваются вместе в литом состоянии, и пропорция серебра к меди определяет чистоту сплава или пробу. В различных европейских странах история развития клейма имела свои особенности и традиции. У каждой страны существуют свои пробы серебра.
Первое упоминание о клеймении серебряных изделий в Германии относится еще к 1289 году. Но только в 1548 году императорским указом официально устанавливается, что все предметы из серебра более 4 лотов весом после оттиска самой пробы должны получить клеймо мастера и городского магистрата или же правителя данной местности, т.е. курфюрста. В 1667 году, окончательно устанавливается порядок клеймения в виде так называемой "кельнской марки" для стандарта пробы, который просуществовал более двух столетий. Кельнская марка была принята в Германии для расчета содержания пробы. Она равнялась 16 лотам, или 96 золотникам.
1 лот = 6 золотникам, а 1 золотник = 1/96 фунта, или 4,26 г.
До создания единого немецкого государства в конце ХIХ в. гильдии торговцев контролировали стандарт серебра, и предметы маркировали городским клеймом и клеймом мастера. Такие города, как Дрезден и Нюренберг, также имели систему клейм с литерами, обозначающими дату. Точная пропорция чистого серебра указывалась цифрой.
Законы Германской империи требовали упорядочения серебряного производства, и 1 января 1888 года была произведена официальная унификация всех германских клейм. С этого времени на предмет из серебра наносят только:
1. Клеймо мастера-изготовителя или фирмы.
2. Клеймо со стандартом пробы, обозначенное только цифрой "800".
3. Клеймо с изображением полумесяца, обращенного вправо, и императорской короны, что служило государственным подтверждением стандарта пробы 800/1000.
Заметим однако, что в Германии допускалось производство мастерами золотых и серебряных изделий произвольной пробы, которую они могли и не объявлять. На ювелирных предметах допускалось по желанию мастера, ставить его собственную пробу в миллиграммах; но в таком случае она должна, под страхом строгой ответственности, вполне соответствовать действительному содержанию металла в данном изделии. Правительственное клеймо (полумесяц и корона) проставлялось только для гарантирования минимума содержания золота (585 мгр.) и серебра (800 мгр.) в изделиях.
немецкие клейма немецкие клеймаИтак, в 1884 был принят закон, по которому минимальным госстандартом для серебра в Германии объявлена 800 проба. В 1886 использование индивидуальных городских клейм было отменено и заменено национальным клеймом - полумесяц и корона, представляющая объединённое Немецкое государство. Эти клейма стали обязательными к 1888 г. Корона и полумесяц проставлялись вместе с десятичной серебряной стандартной пробой и клеймом мастера. Стандартными пробами являлись - 800 и 835. Использовались также 830, 900, 925 и 935 пробы.
Некоторые клейма на серебряных изделиях немецких ювелиров периода 1930-1940-х годов
Josef Arnold, Hamburg (1884-1960)
Josef Arnold, Hamburg
Fritz Bemberg, Pforzheim (1900 - 1940)
Fritz Bemberg, Pforzheim
Otto Bortenreuter, Dresden (1900 - 1940-е)
Otto Bortenreuter, Dresden
Bremer Silberwarenfabrik Bremen (1905 - 1981)
Bremer Silberwarenfabrik Bremen
Bruckmann & Sohne, Heilbronn (1805 - 1973)
Bruckmann & Sohne, HeilbronnBruckmann & Sohne, Heilbronn
Clarfeld & Springmeyer, Hemer (1870-1970)
Clarfeld & Springmeyer, Hemer
Karl Hohmann , Pforzheim (1920 - 1940-е)
Karl Hohmann , Pforzheim
G. Kramer Ribnitz, Damgarten
G. Kramer Ribnitz, Damgarten
Gebruder Kuhn, Schwabisch Gmund
Gebruder Kuhn, Schwabisch Gmund
Louis Kuppenheim, Pforzheim (1900-1940)
Louis Kuppenheim, Pforzheim (1900-1940)
Lutz & Weiss, Pforzheim
Lutz & Weiss, PforzheimLutz & Weiss, PforzheimLutz & Weiss, Pforzheim
Gebruder Reiner, Krumbach Bayern (клеймо после 1914 г.)
Gebruder Reiner, Krumbach Bayern
Karl Schwitzgaebele, Pforzheim (первая половина 20 в.)
Karl Schwitzgaebele, Pforzheim
Wurttembergische Metallwarenfabrik (WMF), Geislingen (1853-по настоящее время)
Wurttembergische Metallwarenfabrik (WMF), Geislingen
Немецкие серебряные клейма после 1886 года - Online Encyclopedia of Silver Marks, Hallmarks & Makers' Marks
Чаще всего во времена 3-го Рейха использовали серебро 800, 835 и 900 пробы.
Серебро 935 пробы, к примеру, использовали в изготовлении награды Рыцарский Крест с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами. Награждённых Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами всего 27 человек.
Одним из наиболее известных ювелиров Германии 3-го Рейха является Herbert Zeitner (1900-1988), любимый ювелир Германа Геринга. Мастерская Herbert Zeitner изготавливала украшения для членов НСДАП, сам Herbert Zeitner с 1939 г. был директором школы ювелиров Прусской Академии Искусств в Берлине. Клеймо Herbert Zeitner представляет собой букву Z, "HZ" и "H Zeitner".
Подвеска подарок Германа Геринга фрау Эмми Геринг в день ее рождения, 19 июня 1941 года. Работа Franz Schnell Halle и Herbert Zeitner
Подвеска подарок Германа Геринга фрау Эмми Геринг в день ее рождения, 19 июня 1941 года. Работа Franz Schnell Halle и Herbert Zeitner (MILITARY & FIREARM AUCTION)
Герман Геринг с женой
На немецких кольцах кроме пробы может стоять клеймо мастера или фирмы.
Сплав серебра 900 пробы: цвет сплава несколько отличается от цвета чистого серебра. Хорошо отливается и куется, обладает высокой прочностью.
Сплав серебра 835 пробы: цвет сплава и стойкость такие же, как у сплава 900 пробы, однако сопротивление деформированию у него выше и, следовательно, обрабатываемость давлением хуже.
Сплав серебра 800 пробы. Дешевле описанных сплавов, но имеет заметную желтоватую окраску и малую стойкость на воздухе.
Потемнение - основной недостаток серебряных сплавов и изделий из них. Это связано с тем, что серебро активно взаимодействует с содержащимися в воздухе соединениями серы - с сероводородом в воздухе, а также с выделениями человеческого организма ( в случае ювелирных украшений). Когда мы потеем, через потовые железы выделяется большое количество органических кислот, в том числе содержащих серу. Кроме этого, серебряные изделия активно взаимодействуют с озоном, который может присутствовать в воздухе во время грозы, а также при работе озонаторов. В результате такой реакции на поверхности серебряного изделия появляется налет черного цвета. Медь, являющаяся вторым активным компонентом сплава, образует сульфид меди тоже черного цвета и оксид меди красно-коричневого цвета. Степень и интенсивность потемнения зависят от процентного содержания меди в сплаве - чем больше меди, тем быстрее изделие покрывается темным налетом. Поэтому изделия из серебра следует хранить в закрытых футлярах.

НЕМЕЦКИЕ ПРОБЫ И КЛЕЙМА СЕРЕБРА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДО 1886 ГОДА. Ч1.


Пробные клеймы  для проверки серебрянных изделий на чистоту были найдены в 18 и 19 веках в Германии и Польше. Система разделила серебро на 16 частей. 16/16 для чистого серебра, 15 =.937, 14 =.875, 13 =.812, 12 =.750

Немецкие городские знаки (A-D)
 
 Ахенская Городская Марка
Орел встречался разнообразный на фоне щита(герба), буква "S" выше "ach" - печать оценщика.
 
Городской знак Альтенбурга
Этот знак использовался на фоне различных орнаментов в 17-ых и 18-ых столетиях. В первой половине 17-ого века использовалась печать, изображающая человеческую руку.
 
Городской знак Алтона
Разновидности этих трех башен использовались с начала 18 века. Подобен гамбургскому знаку, но обычно с коническими башнями. Иногда с буквой (печать пробирного инспектора) в пределах ворот.
 
Аугсбургский Городской знак
Начало использования с 1763, символ ниже граната добавлялся, чтобы указать дату.
 
Городской знак Бамберга
Разновидности в букве B использовались с 17-ого до 19-ого столетия, иногда включая номер. Также наносился на фоне щита или герба, и содержали льва с диагональным разрезом поперек. Примером мог быть либо Бамберг либо Бутзоу.
 
Берлинский Городской знак
Приблизительно с 1745, буква (указание пробирного инспектора) была добавлена в пределах круга медведя. Начиная с 1818 отдельный знак буквы добавлялся, чтобы указать второго инспектора- это появилось в дополнение к букве первого инспектора в пределах знака медведя.
 
Бременский Городской знак
Ключ встречался на фоне различных орнаментах или щитов.
 
Городской знак Бреслау
Разновидности на этом лице использовались с 17-го по 19-е столетие, иногда с номером. В 19-ом столетии ниже добавлялись 2 цифры, для обозначения даты.
 
Брауншвейг (Брансвик) Городской знак
Цифры года включались только в 1819 и 1820.
 
Городской знак Bützow
Знак использовался во 2-ую половину 19-ого века.
 
Городской знак Дессау
Разновидности на блоке буквы D использовались с 17-ого до начала 19-ого столетия, потом она была изменена на письменную букву D.
 
Дрезденский Городской знак
Разновидности на пересеченных мечах и символ D использовались с начала 18-ого до конца 19-ого столетия.


НЕМЕЦКИЕ ПРОБЫ И КЛЕЙМА СЕРЕБРА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДО 1886 ГОДА. Ч2.

Немецкие городские знаки (E-H)

 Городской знак Ельбинга
Теперь Ельбаг в Польше
 
Эрфуртский Городской знак
Разновидности фонов символа E использовались с 17-ого до конца 18-ого столетия. Щит мог быть разделенным на доли, без украшений или овальным. Прямоугольник появился с середины 19-го века.
 
Фленсбургский Городской знак
Изображает башню замка со львом, идущим с поднятой правой передней лапой удлиняясь слева к центру.
 
Городской знак Франкфурта на Майне
Ранние примеры испытывали недостаток в номерах и иногда изображали символ "F" на груди орла. Начиная с конца 18-го века, был добавлен стандартный номер.
 
Городской знак Гоерлица
Иногда встречался с печатью "12", размещаемой выше короны.
 
Городской знак Грифенберга
Так же как Грифенберг в Силезии использовался номер города, в Померанской области Германии, включая Старгард и Грисвальд, также использовали знак Грифенберга.
 
Гамбургские Городские Марки
19-е столетие
Три печати башни и ворота использовались с 17-ого века и были предоставлены в пределах формы герба до последнего 18-го века. Начиная с 18-го века, буква размещалась в пределах ворот замка, чтобы указать пробирного инспектора.
 
Городской знак Ханау
Встречался с или без номера выше шевронов. Начиная с середины 19-ого столетия, правила опечатывания были отменены, и много мастеров по серебру в Ханау использовали антиквариат, показывающий печати 'фантазии'.
 
Ганноверский Городской знак
Образцы 17-го века имели две цифры даты ниже цветка. Позже, без цифр до середины 18-го столетия, когда, как в этом образце, стандартный номер добавился ниже цветка.
 
Городская Марка Хейлборна
Более ранние образцы испытывали недостаток с орнаментами, позже появился прямоугольный орнамент. Подобный знак у Франкфурта.

НЕМЕЦКИЕ ПРОБЫ И КЛЕЙМА СЕРЕБРА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДО 1886 ГОДА. Ч3.

Немецкие городские знаки (I-Z)

 
Городской знак Карлсруэ
Диагональный узор иногда наносился поперек формы щита, а не овала, иллюстрированного здесь.
 
Кассельский Городской знак
Форма щита, выводимая в круг появилась, в конце восемнадцатого столетия, штамп пробирного инспектора добавлялся ниже. Последний образец использовался после 1850.
 
Кильский Городской знак
Стилизованный лист крапивы, тот же самый знак использовался множеством других городов, расположенных в пределах области Шлезвиг-Гольштейна.
 
Городской знак Кёнисберга
Образец середины 19-го века, более ранние версии испытывали недостаток в стандартном номере.
 
Лейпцигский Городской знак
Разновидности пересеченных мечей и символ L использовались с начала 18-го до конца 19-го столетий.
 
Городской знак Лейгница
Разновидности пересеченных ключей использовались с 16-го по 18-е столетие. Теперь Легница в Польше
 
Городской знак Любика
Разновидности двухглавых орлов использовались приблизительно с 1500 до 18-го столетия.
 
Городской знак Майнца
Разновидности колес использовались с 16-го до конца 19-го столетия. Обычно без короны наверху. Город Мюлуз также использовал колесо, однако колесо было с зубчатыми краями.
 
Мюнхенский Городской знак
Ангел использовался в различных формах с 17-го до конца 19-го столетия, цифры даты начали изображать с середины 18-ого столетия.
 
Городской знак Нордена
Знак встречался с пятью, шестью и семью конечными звездами.
 
Городской знак Нюрнберга
Начинаясь в 1760-ых, символы даты использовалось как отдельная печать от городского знака.
 
Городской знак Позена
Городские знаки Позена с номерами года могли быть уже в 1780, такие же как и в 1834. Более ранние примеры были без даты или короны.
 
Регион Пруссии
Налоговый знак, используемый между 1809 и 1812, инициалы показывают Короля Фридриха Вильгельма.
 
Ростокский Городской знак
Конец 16-го - середина 17-го столетия.
 
Городской знак Соулгау
 
Городской знак Шлейсвига
Городской знак иногда включался в пределах того же самого щита где обозначался штамп изготовителя.
 
Городской знак Стаде
Подобный Бремену
 
Штутгартский Городской знак
Лошадь в вертикальной стойке использовалась в 16-ых и 17-ых столетиях. С 18-го до конца 19-го столетия лошадь изображалась бегущей и знак приобрел символ (штамп пробирного инспектора) ниже ее живота.
 
Ульмский Городской знак
Разновидности на этом щите использовались с 16-го до конца 19-го столетия. Иногда без ушей кролика наверху.


Комментариев нет:

Отправить комментарий